Как сделать, чтобы пользователи адекватно голосовали за контент
Допустим, есть коллективный блог, где пользователи могут оценивать контент. Большинство вообще не участвует в голосовании. Кто-то ставит всем "5". Друзьям всегда "5". Кто-то пытается компенсировать оценки, ставя "1". Если пост - это обзор фильма, то одни оценивают сам фильм, а другие - интересность заметки.
В результате оценки получаются, мягко сказать, условными.
1. Нужно ли менять эту ситуацию?
2. Как вовлечь большое количество людей в процесс оценки? Как мотивировать?
3. Как оптимально организовать оценку? +1, +1/-1, по пятибальной шкале, по десятибальной шкале? Должно ли быть голосование открытым?
4. Как подсчитывать результат? Среднее арифметическое? Отсекать крайние голоса? Учитывать вес голосубщего?
В первую очередь интересны системы, где у пользователей нет рейтинга / репутации / кармы.
* * *
Пара цитат из статьи Дмитрия Смирнова.
1. Предлагает не бинарную шкалу, главным образом для себя, но еще и для маленького процента нормальных людей. (Пользователи говорят, что им «привычна» пятибалльная, но они просто врут, ее просто проще привезти к бинарной. На «серьезных» проектах я бы делал 100 балльную и приводил всё к виду 7.5/10).
2. Не навязывает пользователям трактовку этой шкалы (!).
3. Не обязана и не должна учитывать каждый голос одинаково.
4. Имеет закрытые механизмы подсчета конечного рейтинга.
В этом плане десять «четверок» гораздо ценней, чем одна «пятерка», да и вообще, количество оценок — тоже релевантный фактор.
Польза для сайта от голосования абсолютно та же: предлагать на выходе список чего-то, что может понравиться среднестатистическому посетителю.
* * *
Еще расскажу, как было давно сделано на http://worth1000.com/ - известном сайте с фотошоп конкурсами. По памяти.
Десятибальная шкала. В хелпе по сайту подробно расписаны значения. 10 - практически недостижимо, 5-7 - нормальная оценка.
У пользователей есть карма. Карма считается автоматически в зависимости от того, как пользователь голосует: если его голоса сильно отличаются от средней, то карма уходит в минус.
Видимо, если карма плохая, то голоса не учитываются.
Похожие темы
Разделы форума
- Привлечение посетителей
- Интернет-магазины и корпоративные сайты
- Контент-проекты и сообщества
- Монетизация сайтов
- Реальные примеры, истории успеха
- Футурология и тренды
- Юридические и финансовые вопросы
- Тестирование сайтов, советы
- Технические вопросы
- Технические аспекты SEO
- Хостинг
- Реклама компаний и сервисов
- Объявления фрилансеров
- Работа, поиск исполнителей
- Сайты ищут рекламодателей
- Об этом сайте
Теги к теме Как сделать, чтобы пользователи адекватно голосовали за контент
На серчах вроде решили этот вопрос, но там форум... Хотя это пофигу.
Там можно голосовать за посты? Даже если так, по-моему роли это не играет.
Провожу эксперимент. На сайте над звездочками для голосования поставил памятку с расшифровкой шкалы:
1 - плохо
2 - нормально
3 - хорошо
и т. д.
Через несколько дней напишу, выросло ли количество голосов и насколько изменились оценки.
Прочитал всё это - и удивился. Оказывается голосование - это такая сложная тема. :)
Мне кажется лучший способ оценки качества статьи - это количество закладок на неё. Т.е. если например доработать модуль закладок, чтобы в отдельном блоке выводился топ статей, на которые поставлено наибольшее число закладок, то это и будет объективным рейтингом. Конечно и здесь не всё чисто - многие предпочитают пользоваться специализированными сервисами закладок, а не закладками на сайте.
Еще можно учитывать количество просмотров - хотя из соседней темы следует, что там тоже не всё так уж и просто.
vikeng, идеально разработать многофакторный алгоритм, как у яндекса. Почему бы не учитывать входящие ссылки с других сайтов? :)
В действительности есть не самая главная функциональность на сайте - оценка материалов - с которой много проблем. Голоса накручивают, пользователи сильнее и сильнее подсаживаются на рейтинг, обижаются на низкие оценки, просят запретить голосование без сопроводительных комментариев, требуют критики, когда оценки им ставят слишком высокие.
До этого я еще не дошёл :)
Может её отключить совсем :)
Оценка материалов - ни к чему не обязывающая процедура. Оценил и всё. Закладки человек делает для себя. Если он сделал закладку на страницу, значит от него есть польза. Значит пользователь проголосовал за этот материал. Таким образом если закладок на материал много материал хороший.
Чтобы помочь пользователям голосовать, разместил под каждым постом "памятку".
Результаты:
- голосовать стали на 50% активнее
- средняя оценка по сайту снизилась на несколько процентов за счет уменьшения доли максимальных оценок
Интересное обсуждение про системы голосования на сайтах и дизайн виджетов http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20100811/
Это не совсем так. Оценка обязывает к оценке )) И если рассмотреть теоретически это не есть хорошо. По сути это попытка получить халявную аналитическую информацию путем эксплуатации пользователей. Под исключение попадают лишь те системы, где как раз существует своего рода "обратная связь" через рейтинг пользователя на основании голосования других.
Никак. Это несправедливо и толку не будет в соответствии с законом сохранения энергии ))). Надо предложить пользователю самому что-то взамен за ценную информацию. И это не обязательно могут быть деньги.
Ну например добавить игровой элемент, который будет своего рода развлечением: к примеру человечик типа автора статьи и предложение его или погладить, похлопать по плечу или пнуть там, убить об стену и т.д. Естественно все это оформить соответственно во флеш-приложение или тому подобное и добавить возможность комментировать своё "действие". Тогда да, пользователи будут охотно голосовать получая при этом удовлетворение каких-то своих морально-этических потребностей ))
В противном случаи нанимать аналитиков, создавать тест-группу, платить деньги и вперед за нужной информацией.
Пользователь потребляет контент, в качестве обратной связи ставит оценку. Если ему за эту активность будут какие-нибудь бонусы, отлично. Но и так все вполне справедливо. Я бы не назвал это эксплуатацией.
Ну на мой взгляд это не совсем так. Любая справедливая система предельно открыта и прозрачна для своих участников. Другими словами пользователь должен быть в курсе и, самое главное, должна действовать справедливая система мотивации. Пользователь потребляет контент и платит за это кликами на рекламе, своим временем, вниманием и т.д. Немотивированная адекватная обратная связь - отзыв, рецензия - слишком дорогое дополнение. Такая "справедливость" будет равна "бесплатности" кредитов под 0% за товар цена которого на 10% специально завышена.
Никто не осуждает такие методы, более того зачастую ситуация вынуждает действовать "на грани" - реализовать остатки товара, сорвать "банк" в моменты сезонного спроса и т.д. Но следует называть вещи своими именами и помнить про "зарытую собаку". Особенно при строительстве фундаментов различных методик и теорий. Можно всю жизнь рисовать разные дизайны для голосовалок и так и не добиться нужных результатов, потому, что "дело было не в бобине" ))
В этой связи интересен вопрос, что же можно реально давать пользователям за их активность в плане голосования.
1. Не могу вспомнить ни одного сайта, где за то, что голосуешь, тебе прибавляют рейтинг / карму. Знаете примеры?
2. На одном сайте сделал в профиле пользователей список потенциальных друзей, который рассчитывается на основе схожести голосов за посты.
Выглядит так:
А если голосов не достаточно для подбора похожих пользователей, то на месте списка выводится сообщение об этом.
Однако, не могу сказать, что это стало хорошим стимулом.
3. Не является ли мотивом возможность продмонстрировать собственную власть? (Пример: если плюсану, то пост выйдет в топ, если минус поставлю, то не выйдет)
4. Не является ли мотивом возможность почувствовать, что делаешь вклад в общее дело. (Пример: коллективная модерация)
Ну я помниться когда-то давно разрабатывал один проект и там за голос+рецензия для статьи платили деньги. $0,5 кажется если память не изменяет. Правда статьи там были экономической тематики, но многие пользователи так увлекались, что писали рецензии длиннее самой статьи что, несомненно, большой плюс контенту.
Потом в Элексе кажется видел "Оставьте отзыв и получите скидку на следующую покупку".
В общем много примеров.
3. Думаю является. Власть по идее даже сильнее денег )) Вот только как это практически реализовать не знаю. Даже к всякого рода политическим "выборам" народ относится весьма скептически, а большинство не только не чувствуют власти, но и наоборот считают, что их выбор ничего не изменит. Почему стали назначать губернаторов а не выбирать? Потому, что с такого "выбора" толку никакого. Люди не имея должной мотивации голосуют или от фонаря или вообще не голосуют. А назначение подразумевает какую-никакую аналитическую работу по выбору действительно достойного руководителя.
Таким образом 3 и 4 пункты эффективны там, где существует некоторое слаженное сообщество где каждый действительно чувствует себя ответственным за всех. Например на том же хабре (ну более-менее). И опять же (!) адекватность голосований прямо пропорционально относительности связей. И если на сайте сформированы связи пользователь-пользователь, то адекватного отзыва на статью опубликованную не пользователем не будет. То есть, например, на хабре оценка пользователями комментов будет много адекватнее, чем оценка дизайна самого сайта если сделать соответствующее голосование.
Подводя итог можно сказать, что как не крути, но халявной информации не бывает. Даже в системах с развитой социалкой она работает напрямую на благо самих пользователей и лишь косвенно для владельца системы. На хабре пользователи минусуя комменты заядлого троля скрывают их для себя. Проку владельцам сайта кроме того, что система работает автономно практически не требуя модерации никакого. На том же фрилансе всегда ли количество отзывов является показателем того, что пользователь профессионал? Нет. В абсолютном большинстве владелец большого количества положительных отзывов просто хороший, общительный открытый и интересный человек. И если администраторы ресурса решат извлечь из этого выгоду - ну например вывести топ "профи" основываясь на количестве отзывов - это будет ошибка с соответствующими последствиями..