Несколько вопросов по юзабилити интернет-магазина (процесс заказа, корзина)

Дима аватар
405

Есть несколько вопросов, которые давно не могу разрешить. Помогите разобраться.

1. Что писать на кнопке: "Купить", "Заказать", "Сделать заказ", "В корзину", "Добавить в корзину", "Положить в корзину"?

Однажды услышал от известного юзабилиста, что нужно писать "Купить". Но на практике оказалось, что некоторые люди связывают эту подпись с процессом оплаты. Если магазин просто принимает заказы, и оплаты на сайте не предусмотрено, то некотрых людей может отпугунть.

2. Использовать ли на сайте название "Корзина" или везде его заменить на "Ваш заказ"?

3. Что должно происходить после нажатия на кнопку "Купить"? Должен совершаться переход на отдельную страницу "Ваш заказ"? Или корзина должна быть на аяксе, и при добавлении в корзину пользователь должен остаться на той же странице?

Вадим аватар
8

1. В зависимости от того, какое действие будет.
1.1. Если аяксом добавим в корзину или останемся на той же странице — «Добавить в корзину/Положить в корзину».
1.2. Если после нажатия попадаем в саму корзину — «Купить» или «В корзину».

Вот правильный пример оформления товаров в корзине с возможностью «быстрой покупки» и с помощью «добавления в корзину»:
Покупка ваучера и добавление в корзину

Здесь есть возможность быстро купить, т.н. «быстрая покупка» без оформления заказа и добавления товара в корзину (т.е. после нажатия на кнопку «Купить» — видим дополнительную информацию о товаре во всплывающем окне, без перезагрузки страницы, с возможностью выбрать способ доставки, изменить валюту и перейти непосредственно к оплате):

И можем положить товар в корзину, нажав на зелененькую пиктограмму корзины со стрелочкой. Соответственно, без перезагрузки страницы обновится корзина: добавится новый товар (или добавится еще единица к существующей позиции) и пересчитается сумма заказа в выбранной валюте.

2. Необходимо использовать «Корзина», если нет намека на оформление заказа. «Ваш заказ» он тогда, когда он оформлен/отправлен, в обработке или выполнен. А так это ваша корзина и не более. Ее не видит никто кроме вас. А «Ваш заказ» подразумевает то, что он оформлен.

3. Это зависит от способа покупки.

3.1. Если это быстрая покупка (купить ваучер, например, без регистрации) — переходить на Ваш заказ нет смысла, нужно отправлять сразу на оплату товара.

3.2. Если же несколько товаров в корзине — тогда нужно дать возможность подкорректировать заказ перед отправкой и ввести регистрационные данные.

Вот корзина на аяксе, которая реагирует на все, на ± и на изменение количества с клавиатуры, кроме того в ней быстро можно поменять валюту и подсчитывается общая сумма заказа:

После нажатия на кнопку оплатить, сайт нас просит либо войти, либо зарегистрироваться, либо вспомнить пароль, либо активировать аккаунт, а после этого уже отправляет еще раз на перепроверку всех данных:

Ну и в самом конце, последний этап:

Т.е. показываем номер заказа, общую сумму в выбранной валюте, и объясняем, что будет после нажатия на кнопку «Оплатить».

Дима аватар
405

Спасибо, интересно.

1. Мысль про то, что подпись должна зависеть от дальнейшего действия, понятна. А в приведенном примере, мне кажется, маленький процент пользователей вообще догадывается о том, что на иконку корзины рядом с кнопкой "Купить" можно нажать и получить другой результат. Хотя для постоянных покупателей это может быть удобно.

2. Слово "заказ" для меня не значит "сделанный заказ". Может издержки профессии :)

3. Хитрое решение. Вроде и не отправляем на новую страницу, но корзину со всей функциональностью даем.

Вадим аватар
8

Дима писал(а):
2. Слово "заказ" для меня не значит "сделанный заказ". Может издержки профессии :)

Это да, нужно думать, как думает посетитель, с его точки зрения. Для него заказ только тогда, когда на него можно ссылаться, т.е. тогда, когда он зарегистрирован в системе и получил номер. А так, это только корзина, выбор, записная книжка.

Дима писал(а):
3. Хитрое решение. Вроде и не отправляем на новую страницу, но корзину со всей функциональностью даем.

Да довольно удобно, но добавляет работы: необходимо все считать на клиенте и на сервере, чтобы не промахнуться с деньгами.

Евгений Кулаков аватар
3

Пункт 3 - ключевой. Что должно происходить после нажатия на кнопку "Купить" и должен ли совершаться переход на отдельную страницу "Ваш заказ" - нужно спрашивать не у разработчика, а у владельца бизнеса.
Вот два крайних случая:
1. В интернет-магазин Холодильник.Ру посетитель заходит явно не для того, чтобы купить ДВА холодильника. Он выбирает один и нажимает "Купить". Решение: да, вероятно, надо перебрасывать его на страницу оформления заказа.
2. На Озоне (с его гибкой ценой доставки в зависимости от веса заказа) бизнес заинтересован в том, чтобы посетитель не уходил на заказ раньше времени. Решение: по клику на "Купить" должен добавляться товар в корзине (с явной индикацией этого), а пользователь - оставаться на данной странице.
Есть еще промежуточные варианты: если товары в интернет-магазине в общем предполагают множественность в заказе, то можно предложить покупателю еще и сопутствующие товары (чехлы, например, или расходники).
Экзотический вариант: уводить со страницы товара на страницу... каталога :)
Некоторые считают, что лучшая корзина - это корзина, интегрированная в страницу товара. В таком случае пользователю предоставляется осмысленный выбор: либо перейти к оформлению заказа (как бы эта кнопка не называлась), либо продолжить покупки.

Yuri аватар
5

Меня вот интересует, какой из двух вариантов более правильный:
1. Сразу после заказа, дать возможность оплатить заказ.
2. Пользователь сначала дожидается ответа оператора, что товар укомплектован, готов к отправке, все вопросы с доставкой решены, и теперь можно произвести оплату.

Роман РуЛаб аватар
16

я бы предложил сразу, так как проще пользователю довести уже дело до конца, чтобы потом не возвращаться оплачивать итп, экономим нервы и врмя потребителя

Yuri аватар
5

"Роман РуЛаб" писал(а):
я бы предложил сразу, так как проще пользователю довести уже дело до конца, чтобы потом не возвращаться оплачивать итп, экономим нервы и врмя потребителя

Я тоже считаю, что этот вариант более предпочтительный, но в этом случае возникает проблема. – Некоторые ошибаются при заполнении адреса доставки (чаще всего в почтовом индексе), некоторые данные считают ненужными, например, вместо ФИО пишут всякую ерунду типа Иванов Иван Иванович.

Что делать в этом случае, если оплата произведена, а заказавший для коррекции данных на связь не выходит? Возвращать деньги?

Роман РуЛаб аватар
16

менеджер полюбому должен звонить клиенту и уточнять инфу, если указаны неверные контактные данные, то клиент сам свяжется с магазином не получив звонка от менеджера, вот в таком случае ему стоит вежливо указать на ошибку и после получения правельных данных (тут же по телефону) направить курьера (ну или как там у вас доставка осуществляется), а вот еслиб клиент не оплатил, не зная о своей ошибке он бы 100% свалил все это на низкокачественный сервис магазина и сделал бы заказ в другом месте, попутно рассказывая своим друзьям, на сколько плохой у вас магазин и сотрудники

Yuri аватар
5

"Роман РуЛаб" писал(а):
если указаны неверные контактные данные, то клиент сам свяжется с магазином не получив звонка от менеджера

Пожалуй, да, факт оплаты – это существенный стимул связаться самому.

Дима аватар
405

Yuri, насколько я знаю, в русских интернет-магазинах сейчас очень небольшой процент пользователей сразу оплачивают. В частности недавно видел статистику, что только 4% оплат идет электронными деньгами.

То есть проблема не стоит остро: у тех магазинов, где нет синхронизации со складскими запасами, оплат, которые придется вернуть, будет мало.

Да и какие проблемы с возвратом? Если только карточкой платят или нет?

Кстати, всегда можно на форме заказа написать "Уточняйте наличие товара по телефону".

Yuri аватар
5

"Дима" писал(а):
Да и какие проблемы с возвратом? Если только карточкой платят или нет?

Если карточкой, то можно вернуть (хоть и с потерями), а вот если через распечатывание квитанции и походом покупателя в банк, то возвращать будет уже некуда. Надо будет узнавать у покупателя счет, на который можно возвратить деньги, а если его нет, то только переводом, а это значит, что покупателю придется топать второй раз в банк, что при мелких суммах он делать не будет. Короче – проблемы.

Yuri аватар
5

Какому из двух вариантов отдать предпочтение?
1. Дать возможность класть товары в корзину пользователю, который не залогинился, а уже потом на стадии оформления заказа попросить войти или зарегистрироваться и войти.
2. Сначала регистрация и вход. Только потом возможность класть товары в корзину.

Вариант 1 более распространен и, возможно, более эргономичен для пользователя, но при этом варианте надо резервировать товар. Учитывая, что случайные посетители будут тыкать просто так, то получается не совсем все хорошо.

Дима аватар
405

Думаю что вариант №1, причем можно даже сделать этап регистрации необязательным. А если уж очень нужно заставить человека зарегистрироваться, можно пообещать ему какой-нибудь бонус.

"Yuri" писал(а):
...случайные посетители будут тыкать просто так...

Во-первых, обычно для оформления заказа надо ввести кучу личных данных. Из баловства это мало кто будет делать.

Во-вторых, насколько я знаю, во многих интернет-магазинах после заказа представитель магазина связывается с покупателем по телефону и оговаривает детали доставки. При этом получает подтверждение заказа.